Речь ПутинаПоздравление с днемОригинальное поздравлениеОфициальное поздравления в прозе

Как писать заголовки?

01.07.2016

3 главных правила написания заголовков

По мнению одного редактора...

Заголовки рождаются по-разному. До или после написания основного текста, зачастую в процессе. Иногда мучительно больно, чаще в рабочем порядке, а порой и вовсе спонтанно и до гениального просто! Но в подавляющем большинстве случаев явление достойного заголовка сродни рождению новой жизни: муки творчества, радость от результата и гордость после восхищенных отзывов (если, конечно, хорошо постарались).

С недавнего времени наш департамент по работе со СМИ организует учебу для редакторов подведомственных районных газет (кстати, очень хорошая инициатива). Причем, не столько для редакторов, сколько для кадрового резерва – редакторов будущих. С удовольствием повышаю квалификацию! На одном из занятий, после лекции на святую для нашего брата тему «Как правильно писать заголовки» аудитории было предложено практическое задание. За 5 минут требовалось озаглавить небольшой материал. Предлагаю и вам попрактиковаться.

Вот текст:
Получив под своё начало городскую свалку 5 лет назад, Сергей Петрович научился извлекать пользу даже из мусора. Наблюдательный Петрович, как его называют местные жители, обнаружил, что по краям свалки запросто вырастают арбузы и дыни. (хотя в нашей области они в принципе не растут, холодно! - прим. редактора).
- Сюда привозят всевозможные отходы, - рассказывает Сергей. - Примерно 3 гектара - это твёрдый мусор, там расти ничего не может. А вот остальные 4 гектара находятся под опилом, там всё регулярно сгорает, и таким образом земля удобряется. На ней отлично растут различные культуры, которые я использую как корм для скота.
В этом сезоне арбузы особенно удались: в среднем они достигали 8-10 кг, а самый большой весил 14 кг. Помимо арбузов, на благоприятной мусорной почве буйно растут тыквы, дыни, помидоры, огурцы, картошка - всё, что выбрасывают жители 12-тысячного города. Правда, дохода от такого урожая почти нет.
- Я только поросят кормлю, - говорит Сергей. - Свалка отдана мне во временное пользование, и я стараюсь её обустроить. За последнее время тут стало значительно чище, и это всё моя работа и работа моих коллег.

С полсотни редакторов настоящих и будущих, находившихся под впечатлением лекции о правилах написания заголовков за пять минут предложили приблизительно такие варианты:
«Превратить отходы в доходы»;
«На свалке выросли арбузы»;
«В городе N на свалке выращивают арбузы».

Я озвучил свой вариант последним. Что-то более-менее стоящее пришло в голову только на шестой минуте. Точнее, подзаголовок был написан моментально, а вот заголовок… Заголовок к материалу – это святое! Он не терпит спешки. Он должен заинтриговать, привлечь внимание, в конечном итоге, «продать содержание», а значит, заслуживает к себе крайне уважительного и трепетного отношения.

Заголовки рождаются по-разному. До или после написания материала, зачастую в процессе. Иногда мучительно больно, чаще в рабочем порядке, а порой и вовсе спонтанно и до гениального просто! Но в подавляющем большинстве случаев явление достойного заголовка сродни рождению новой жизни: муки творчества, радость от результата и гордость после восхищенных отзывов (если, конечно, хорошо постарались).

Отдельного внимания достойны заголовки сами собой ни с того ни с сего появившиеся. Вроде ничего подобного и писать не собирался, а он раз – и: «Я родился!», как Лунтик. Если вашего «Лунтика» вы (а после опроса и восхищенные коллеги) считаете гениальным, то ради него стоит написать материал. Ради великолепного заголовка обязательно стоит написать материал! Он непременно получится. Считайте это знаком свыше.

Но куда чаще мы бываем на месте Сальери. Следуем давно устоявшимся инструкциям, а не сами устанавливаем правила игры. Об одном основополагающем правиле написания заголовков и хочу поговорить. О нем, родимом! Давно набившем оскомину утверждении, что в заголовке непременно должен присутствовать глагол. Простите, но, на мой взгляд, это полная чепуха (ИМХО, конечно).

Итак, если вы считаете обязательным присутствие в заголовке глагола, не поленитесь и посмотрите в ближайшее воскресенье итоговую программу «Время». Я от этих заголовков в восторге. Если подобные появятся в вашей газете (блоге), считайте это высшим пилотажем. Отличный прием, кстати, уже скопировали и другие каналы.
А теперь внимание: в заголовках «Времени» на Первом практически нет глаголов! Так почему же они должны быть в ваших заголовках?

Еще аргументы. Есть такой сайт: zagolovki.ru. Точнее, их несколько подобных, но лично мне этот больше по душе. На сайте есть раздел «Лучшие заголовки». Не поленитесь. Сходите и почитайте. Почитайте, почитайте! Фантастические заголовки! Не правда ли?! Здесь отражены самые современные тенденции, приведены избранные творения лучших умов современности, настоящих профессионалов заголовкотворения! И в их заголовках, удивительным образом, тоже нет глаголов! Кстати, вышеуказанный раздел сайта время от времени посещайте. Очень полезно!

Вы все еще сомневаетесь? Тогда предлагаю вам вспомнить хотя бы 3 классических произведения, названия которых содержат глаголы. Давайте, давайте, вспоминайте классиков (тоже полезно!). Как успехи? «Кому на Руси жить хорошо» – не в счет, слишком просто.

Хватит ломать голову. Сдавайтесь! Вы же не будете спорить, что произведения классиков привлекли внимание миллионов? Без глаголов??? Удивительно! Вы все еще уверены, что в заголовке статьи (а статья всегда должна быть пусть небольшим, но настоящим произведением) непременно должен быть глагол?! Тогда, что называется, мы идем к вам!

Вспомните, наконец, свои лучшие заголовки. Много в них глаголов? То-то!

Нет, конечно, я утрирую, чересчур утрирую, но делаю это преднамеренно, для большей наглядности. Да, наличие глагола в заголовке в некоторой степени предполагает какое-либо действие, да, динамику, да, новость. И, тем не менее, не является незыблемым основанием использовать самую энергичную часть речи в заголовках материалов печатных СМИ.

На мой взгляд, применение глагола целесообразно (но опять же, не обязательно):
- в заголовках к информациям (в том числе расширенным);
- в подзаголовках;
- в заголовках материалов для сети Интернет.

Вот в последнем случае наличие глагола в заголовке более чем оправдано. Идем на уже знакомый сайт zagolovki.ru, только теперь на главную страницу. Что и требовалось доказать – в 9 из 10 заголовках присутствует глагол. Но что для электронного СМИ хорошо, для печатного – смерть. Для печатного СМИ - это формат подзаголовка. Когда мы запустили сайт своей газеты, то лишний раз в этом убедились. Практически 100% материалов приходится размещать в сети под новыми заголовками. Здесь своя специфика. Газетные заголовки совершенно не адаптированы к требованиям как Интернет пользователей, так и поисковых систем. Но в том и их прелесть, если хотите, конкурентное преимущество! Газетный заголовок – маленькое произведение искусства. Интернет заголовок – инструкция по применению.

Вернемся к правилам (как они мне все надоели!).

Для себя я уже давно сформулировал золотое правило написания заголовков: НИКАКИХ ПРАВИЛ! Написание заголовка – сложнейший творческий процесс, не признающий каких-либо рамок (кроме приличия), ограничений (кроме количества символов) и правил (даже русского языка).

Четко уясните разницу: процесс написания заголовка – это игра без правил, а вот результат – появившийся заголовок - должен обязательно отвечать следующим требованиям:

1. Заголовок должен привлекать внимание читателя, интриговать (в какой-то степени даже флиртовать с читателем, если хотите), побуждать к прочтению материала.
Здесь все предельно просто. Если заголовок не заинтересовал – все остальное уже не имеет значения. Поскольку не будет прочитано.

2. Заголовок должен продавать.
Хотите вы этого или нет, но газета сегодня – это товар, который должен быть реализован. Не продал заголовок раз, не продал другой, не продал третий – все остальное также не будет иметь значения, так как не будет в следующий раз выписано.
Люди платят деньги (порой последние!!!) за вашу газету. И пусть интуитивно, но понимают, что хороший заголовок – это большой труд. И испытывают неподдельное уважение к той газете, которая потрудилась потрудиться ради своего читателя.

3. Заголовок должен оправдывать надежды того, кого он заставил прочитать материал.
Самый яркий пример несоблюдения этого требования – заголовки желтой прессы. Они в 9 из 10 случаев обещают читателю сенсацию, но лишь в 1 из 10 оправдывают его ожидания. Классическая районка, к счастью, не может себе позволить такого безобразия. Иначе потеряет главное – доверие.

Поэтому еще раз. Каким бы он ни был, заголовок в районной газете после соблюдения первых двух вышеуказанных требований должен соблюдать и третье.

Как писать заголовки?

…Мой заголовок был «Свинья в апельсинах». Подзаголовок уже никто не дослушал. Аудитория в дружном порыве рассмеялась: «А причем здесь апельсины? Где глагол? Несерьезно как-то!» – доносилось сквозь смех. Быть может… При всем уважении, коллеги, попробую аргументировать, почему именно мой заголовок (естественно ИМХО) был более интересным.

Представьте заголовок на первой полосе районной газеты «Превратить отходы в доходы». Теперь на его месте представьте заголовок «Свинья в апельсинах». Какой больше привлечет внимание? Полагаю, моя свинья с требованием №1 справилась на ура. Уж точно привлекла внимание.

Таким заголовком мы однозначно продали номер. Включите воображение: на снимке к материалу поросята, предприниматель, арбузы и заголовок «Свинья в апельсинах». А какой подтекст! Простор для фантазии. Однозначно продали. Требование №2 уважили.

И третье условие не нарушили. Не обманули ведь, может, чуток приукрасили (вернее, арбузы ради красного словца на апельсины поменяли). Главное - ассоциативный ряд (очень важная штука!) сохранили: свинья – свалка – роется – в апельсинах – в шоколаде… К тому же в материале прямая речь героя имеется: «Я только поросят кормлю».

И наконец, мой заголовок вызвал высшую человеческую эмоцию – здоровый смех! Считайте это бонусом! А все вышесказанное криком души. Просто наболело. Однако многогранная тема написания заголовков, естественно, не раскрыта, поэтому продолжение обязательно следует…

Яндекс.Метрика